г. Москва,
ул. Генерала Глаголева, д. 30
Эксперты утверждают, что большая часть жителей России стала более щепетильно относиться к своим долгам.
Так, например, данные статистики говорят о том, что просрочка физических лиц перед банками стала меньше. Но в то же время фиксируется рост тех займов, которые финансовые структуры передают во введение агентств по взысканию долгов. При этом тенденция, когда кредитов выдается больше, ставки поднимаются, а просрочка затягивается, вполне может проявиться в будущем с более ярким характером, утверждают участники рынка.
По данным Центробанка, в России по состоянию на начало сентября было выдано физлицам 4,887 триллионов рублей в займах. При этом просроченная задолженность к этому же моменту достигла 6% или в денежном выражении 296,8 миллионов рублей. По сравнению с данными на январь 2011 года, процент несвоевременных платежей упал почти на один пункт (в начале года он был равен 6,9%).
Среди причин, которые приводят к просрочке, эксперты называют, во-первых, небольшое увеличение ставок по кредитам банками, во-вторых, нестабильную экономическую ситуацию, и в-третьих, уменьшение оборота свободных денежных средств у россиян.
Зачастую банки не в силах справиться самостоятельно с просроченными платежами и обращаются в специализированные коллекторские агентства. Как отмечают эксперты, возраст таких займов также увеличился, и на настоящий момент может превышать 400 дней.
Среди рыночных сегментов и кредитных предложений особенно проблемные – автозаймы (просрочка выросла с 450 дней в прошлом году до 810 дней в этом), ипотечные кредиты (с 1140 суток до 1300). Кроме того, есть у россиян и долги по кредитным картам – в среднем затягивание выплат в этом направлении выросло с 415 дней до 580.
При этом коллекторы ожидают, что к концу текущего года банки отдадут им порядка третьей части всех просроченных долгов, что в денежном эквиваленте равно 90 миллиардов рублей. Как отмечается, сегодня финансовые структуры охотнее идут на взаимодействие с агентствами по сбору займов, чем в прошлом году. В 2011 число обращений выросло на 17%.